?

Log in

No account? Create an account
Санкт-Петербург. Взгляд сверху. - in the darkroom [entries|archive|friends|userinfo]
Art of Foto

[ website | Art of photography - art of life ]

Санкт-Петербург. Взгляд сверху. [Jul. 15th, 2016|12:22 pm]
Art of Foto
[Tags|, , , , , ]



В настоящее время в галерее Art of Foto экспонируется выставка «Санкт-Петербург. Взгляд сверху». Серия фотографий открывает трехчастный фотопроект, посвященный Петербургу. Каждая из частей покажет город с определенной точки зрения: с высоты крыш (сверху); со дна дворов-колодцев (снизу); из самого сердца (изнутри) – его парадных лестниц. Над осуществлением замысла работали современные фотографы: Вадим Левин, Роман Землячев и Игорь Смольников.
В рамках выставки была проведена творческая встреча с авторами, которая включала в себя лекцию по истории развития панорамной сьемки и ракурса сверху, а также общение с фотографами о тонкостях съемки и печати данного проекта. Посетители делились с нами своими впечатлениями и оставляли отзывы. Мы искренне ценим обратную связь с вашей стороны и в свою очередь тоже хотим вступить в диалог с вами и замкнуть круг фотограф –зритель – галерея.

При многообразии отзывов мы отметили единство визуального восприятия образа-состояния города. В данной статье мы решили разобраться, какие художественные приемы воздействовали на зрителя, вызывали определенные эмоции и формировали характер данного сюжета.



Фотографическое искусство позволяет всеобъемлюще раскрывать выбранный сюжет рядом снимков, объединенных в серию. В серии изображения взаимодействуют и усиливают визуальное восприятие друг друга. Одновременно каждый отдельный кадр может жить собственной жизнью и быть самоценным. Серия подразумевает полемичность сюжета и поиск ответов на вопросы, подчеркивает сложность и многоплановость заявленной темы.
Наша выставка – рассказ о городе и его взаимоотношениях с индивидуумом. Уникальный ракурс с крыш открывает панорамный вид на Петербург и позволяет воспринимать его как «действующее лицо» рассказа, главными персонажами которого являются – город, небо и человек. Именно они определяют настроение и характер всей серии.
Застройка во всем ее многообразии олицетворяет город. Он изображен безлюдным и пустынным, ракурс расстилается над бытом горожан. Эмоциональное состояние определяется фактурой неба: контрастное с кучевыми нависающими облаками показывает эмоциональный, с ноткой мрачности, характер Петербурга. Облака в ясную погоду меняют настроение на легкое и дружелюбное, изображение обогащается игрой света и тени. Косые лучи ложатся на здания и повторяют линии крыш.



Выразительный эффект создает взаимодействие кучевых облаков и массива деревьев, которые повторяют очертания друг друга. Их сочетание создает иллюзию перевернутого кадра, в котором деревья напоминают фактурные облака, а стелющиеся облака - линии улиц. Подобие форм рождает игру в плоскости кадра, олицетворяющую связь городской и воздушной среды.



Третий незримый персонаж данной серии – человек, который взирает на город с высоты крыш. Он видит символы, заключенные в рисунке городского пространства, и вступает в диалог с городом. Знаковый символ всей серии –изображение башенки с тремя масками, смотрящими в разные стороны. Возникает ощущение, что город посмотрел на автора и тоже заговорил.

Композиция каждого отдельного кадра выстраивается на светотеневом рисунке, линиях перспективы и подобных элементах. Смысловое значение концентрируется на повторяющихся объектах. Интерпретация знаковых символов городской среды носит двойственный характер. Они, с одной стороны, имеют общепринятое значение, с другой, связаны с личным опытом каждого человека. Свобода интерпретации наполняет изображения дополнительным смыслом. В панораме Санкт-Петербурга господствуют главки церквей и соборов, а также новые доминанты современных зданий. Последние свидетельствуют, что современная жизнь требует развития города и выполнения функций мегаполиса. В каком направлении будет происходить развитие? Сохранят ли золотые главки свое место в исторической застройке или же утонут в новом мегаполисе?



Купол Троицкого собора фигурирует на нескольких снимках, то обнаруживая блеск золотых звезд, то вырастая из плоскости кадра мощью объема. Какие воспоминания возникают у каждого при рассматривании данной панорамы?



Творческие приемы композиции дополняют смысл изображений. Вопрос о будущем города на снимках отражен динамичной диагональной перспективой, уходящей за горизонт.
Особенности ансамбля города акцентированы ракурсом. Перспективное сокращение превращает «ковер» крыш в орнамент, где очертания деталей переднего плана (труб, окон, антенн) уподобляются объектам заднего плана (новостройки, строительные краны).



Регулярность планировки города подчеркнута прямыми углами, которые образованы видимыми и воображаемыми линиями. Прямые углы формируют фрагменты зданий и невидимые линии между основными объектами кадра.



Цельность серии основывается на аналогичной точке съемки – с верхнего ракурса. Единый замысел подчеркнут оформлением снимков без багета – методом пластификации. Изображения перетекают друг в друга и привычные границы исчезают. Отсутствие рам увлекает нас в непрерывное движение по визуальному ряду под шепот стихов, написанных белым мелом на стенах.
Способ развески задает определенный темп и ритм движения по выставке. Визуальный ряд задерживается на кадрах вертикального формата, по которым взгляд скользит сверху-вниз. Перспектива уходит вглубь кадра – в пространство дворов, которые станут сюжетом следующего исследования.
Кульминацией и смысловым центром серии выступают масштабные панорамы города в центре зала. Воздействие выставки выстраивается на собственной композиции с ритмом движения и соотношении частей и целого.



Серия фотографий наполнена символами и скрытыми смыслами. Число три стало символом проекта, выражающим различные его уровни: три точки зрения, три автора, три категории времени и три измерения. В трехмерном пространстве экспозиции незримо присутствует самое таинственное и неуловимое четвертое измерение, которое для нас отождествляется со зрителем, наполняющим пространство галереи энергией визуального восприятия.
Приглашаем вас стать частью нашего проекта и окунуться в среду города с высоты крыш!



Автор текста: Виктория Пушкина

LinkReply